Приложение 1
Одним из старейших детских садов г. Пензы являлся детский сад «Красные всходы», получивший данное название от шефствующей организации Спичечной фабрики «ИСКРА». В последствие переименованное в детский сад № 31.
Развертывать свою работу он начал с детской площадки, открытой 1-го июня 1919 года в парке летнего театра на 50 человек, в возрасте от 3 до 7 лет.
Обслуживающий персонал состоял из 3-х человек: заведующей детским садом, воспитателя и технического работника.
Помещения эта площадка не имела. Все игры, занятия, развлечения проходили на свежем воздухе и в павильоне парка. Детям было организовано горячее питание, пища приготовлялась на воздухе, на маленькой кирпичной плитке. Специальной мебели не было, были использованы скамьи и столы буфета.
С осени 1919 года площадка закрепилась в стационарный детсад по улице Суворовской, 25. Помещение состояло из 2-х комнат - 25 м² и 15 м² Детей там находилось 25 человек.
Проработав зиму, детский сад на летний период перешел снова в парк на старое место. В этом же году детскому саду было предоставлено помещение – часть дома по Садовой улице № 20, в котором детсад находился до момента закрытия, в 1972 году.
В саду находилось две группы по 50 человек, но не было строго распределения детей по возрасту. Определенной программы, планов, учета работы не велось. Работники проявляли собственную инициативу в подборе игр и занятий. Большое внимание уделялось работе с природой, подвижным играм и пению.
На протяжении ряда лет имелись трудности в комплектовании детского сада воспитателями. Состав их менялся часто, так как они, проработав некоторое время, уезжали учиться в высшее учебное заведение.
Первым руководителем детского сада «Красные всходы» с 1919 по 1928 год была Державина Анна Ивановна. Во время ее работы детский сад занял прочное место в системе народного образования. Постепенно углубляя педагогическую работу, отходя от старых форм работы к новым основам в деле воспитания детей.
С 1928 по 1929 заведующей была Храмова Вера Николаевна. Она пользовалась большим авторитетом. За время ее работы приобретена соответствующая детская мебель (плетеная), умывальники, посуда, укрепилась материальная база детского сада.
Если длительность пребывания в детском саде впервые годы равнялась 6 часам, то уже в эти годы дети пребывали 9 часов. Количество детей увеличилось до 75 человек.
Увеличился штат воспитателей и технического персонала.
Годы 1929-1933, период заведования Маниной Александры Ивановны и Севастьяновой Татьяны Петровны, являлись годами расцвета работы детского сада, как воспитательной, так и общественной. Педагогическая работа была поставлена на высоком уровне. Люди, которым поручено воспитание молодого поколения, любили детей и свою работу, работали с подлинным энтузиазмом. Показательной была работа внутри сада. Применялись разнообразные приемы и методы работы. Регулярно проводились педагогические совещания, большое место уделялось вопросам планирования, музыкальному воспитанию. Работники повышали свою квалификацию путем проработки статей журналов, проводили открытые занятия, обменивались опытом в работе.
Детский сад «Красные всходы» являлся базовым центром кустовых объединений 6 детских садов Южного района. На этих объединениях заслушивались доклады, составлялись планы по возрастным группам, проводился анализ практических занятий.
Велась глубокая работа родителями путем проведения общих, групповых собраний, индивидуальных бесед, семейных вечеров художественной самодеятельности с докладами о воспитании детей. Детский сад действительно вел широкую пропаганду идей дошкольного воспитания.
Часть здания занимали частные лица, не имелось отдельной кухни, не говоря уже об отдельном зале, необходимого для игр и занятий детей. В борьбе с этими трудностями с помощью актива родителей, благодаря упорной энергии Маниной Александры Ивановны удалось освободить верх помещения, занимаемого частными лицами. Это было большое достижение и давало возможность создавать нормальные условия для жизни детей, плавно строить работу.
Изыскание дополнительных средств происходило путем разыгрывания вещевых лотерей, устройством вечеров художественной самодеятельности. Средства шли на содержание технической служащей, приобретение мебели, ремонт помещения.
Исключительный интерес к дошкольной работе, безграничная любовь к детям, требовательность и настойчивость в достижении намеченных целей характеризуют Манину А. И.впоследствии работающей методистом и Севастьянову Т. П. – заведующей детским садом № 2.
С 1933-1941 год заведующей была Бычкова Матрена Павловна. Детский сад продолжал оставаться базовым. Главной задачей являлось дальнейшее расширение площади детсада. Освобождено было помещение на нижнем этаже — для кухни и кладовой. Таким образом, за детским садом закрепились 3 групповые комнаты, зал и отдельная кухня с кладовой. Создались нормальные условия для жизни детей и правильной постановки педагогической работы.
Матрена Павловна оборудовала детский сад соответствующей мебелью, провела капитальный ремонт, огородила забором детский участок, одновременно заботясь о том, чтобы воспитательная работа стояла на должной высоте.
Уже в 1934 году детскому саду представилась возможность более правильно и точно перестроить работу по новой программе 1934 года. Разрабатывались различные вопросы дошкольного воспитания, режим детской жизни, методы проведения режимных моментов: сбор детей, прогулка, экскурсии.
В годы Великой Отечественной войны перед детским садом стояла задача принять массу детей эвакуированного населения. Открылась 4-я группа, количество детей достигло до 130-150.
С 1941-1946 годы со сменой руководителей детского сада в лице Антиповой Елены Васильевны до 1943 и Геллевад Зои Антоновны до 1946 года материальная база сада несколько пошатнулась. Чувствовался некоторый упадок в административно-хозяйственной работе. Тем не менее, в годы освободительной войны детский сад выполнял важнейшую функцию обороны страны. Детский сад шефствовал над госпиталем № 1648 в течение ряда лет. Часть помещения, в которых размещался детский сад, было отдано госпиталю. Подготовленные к выступлению дети, их патриотические, бодрые стихотворения и песенки вдохновляли и радовали раненых бойцов. Коллектив детского сада оказывал и материальную помощь: готовил подарки, занимался стиркой белья для раненых, мыл и оформлял палаты, создавали чистоту и уют, отправлял посылки на фронт, вел переписку от имени детей с родителями фронтовиками.
За самоотверженный труд в тылу в дни Великой Отечественной войны работники детского сада с заведующей Геллевад З. А. награждены почетной медалью за доблестный труд.
В начале 1946 года заведующей детского сада назначили Лебедеву Серафиму Петровну, которая, по сути, завершала деятельность первенца-сада в том здании, где он находился с момента открытия, чтобы потом переехать в типовое здание на Западной поляне. В отличие от многих заведующих того времени — эта женщина получила высшее образование (заочно), в 1949 году литературный факультет нашего пединститута. Детский сад на протяжении всей деятельности С. П. Лебедевой был образцовым.
В 1969 году С. П. Лебедева ушла на заслуженный отдых и последней заведующей детским садом № 31 по улице Садовая, 20 — стала Исайкина Евгения Александровна.
В 1972 году в связи с ветхостью здания детский сад был закрыт, а Исайкина Е. А. была переведена в ясли — сад № 96.
В феврале 1973 года эстафету в воспитании детей города Пензы принял детский сад № 31 на Западной поляне.
В воспитание детей не только педагогический персонал принимает участие, очень важное место в деле воспитания может занять каждое звено.
Историю о первенце-саде хочется закончить стихами о первом поваре и техническом работнике сада Буровой Полине Михайловне:
В детском саде «Красные всходы»,
Там мы весело живем.
Мы рисуем и читаем,
И играем, и поем.
Тетя Поля кашу варит,
Тетя Шура почитает,
Тетя Сима поиграет,
Всегда нам весело бывает.
2 ряд слева — тётя Поля
Начало 70-х. Детсад № 31