Главная Родительская страничка Школа для родителей Советы логопеда

Советы логопеда

Материалы, размещенные здесь помогут вам определить, нужна ли вашему ребенку помощь логопеда. Так же вы сможете найти рекомендации для самостоятельных занятий с ребенком. Материалы сайта рассчитаны в первую очередь на детей дошкольного возраста, но многие упражнения подходят и детям младшего школьного возраста.
Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Речевые игры для дошкольников

Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибки, а таким образом — развивать культуру речи ребенка.

Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.

Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:

— от состояния и подвижности артикуляционного аппарата;

— развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;

— развития дикции;

— развития фонематического слуха;

— умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.

Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение.

В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Уважаемые родители, играйте с детьми!

Сотрудничество педагогов и родителей — залог успеха.

1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря

А) Дополни предложения

— Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.


— Зайчик летом, а зимой…

— Грибы растут…, а огурчики — на…

— Рыба живет в…, а медведь — в…

— Сахар сладкий, а лимон…

— Днем светло, а ночью…

Б) Закончи предложение

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я помогу…

Я принесу…

Я спою…

В) Догадайся и подскажи

Выставлены рисунки. Взрослый называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

— воронье, серое… — крыло;

— зеленый, прожорливый… — крокодил;

— хищный, ширококрылый… — орел;

— блестящее, гладкое… — зеркало.

Г) Скажи какой

— Карандаш — новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный…

— Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший…

— Цветок — душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…

— Река — быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая…

— Мама — добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая…

2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними

А) Веселая семейка

Правильно назвать животных и их детенышей.

— Мама — лиса, папа — лис, малыши — лисята.

— Петух, курица, цыплята.

— Кот, кошка, котята.

— Гусь, гусыня, гусята.

— Медведь, медведица, медвежата.

Б) Большой — малый

Подобрать ласкательное слово.

— Мама — мамочка,

— ваза — вазочка,

кот — котик,

— солнце — солнышко,

— река — речушка,

— береза — березка,

— листок — листочек.

В) Два — один

Образование из двух простых слов одного сложного:

— Небо и склон — небосклон,

— лес и полоса — лесополоса,

— птица и ферма -птицеферма,

— лист и падать — листопад,

— хлеб и делать — земледелец,

— лес и рубить — лесоруб,

— снег и падать — снегопад.

Г) Поймай мяч

Взрослый называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч взрослому.

— весна — весенний,

— солнце — солнечный,

— береза — березовый,

— липа — липовый,

— дождь — дождливый.

3. Словесные игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха

А) Новое словообразования

В слове заменить гласный звук [у]:

белка — булка, река — рука, дать — дуть.

Заменить гласный звук [о]:

сам — сом, рама — Рома, касса — коса, раса — роса.

 

 
Рейтинг@Mail.ru   Полномочный представитель Президента РФ   Детские сады г.Пензы