Совместная работа детского сада и семьи.
Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.
Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Совместную работу с семьей строим на принципах: добровольности, компетентности, современности, единства, системности и последовательности, преемственности и индивидуального подхода к каждому ребенку и к каждой семье.
Цель нашей работы – в сотрудничестве с семьей воспитать физически развитого, жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Это возможно в том случае, если фундаментом станет совместная детско-родительская физкультурно-оздоровительная деятельность, организованная на базе ДОУ, при которой взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание детей быть здоровыми.
Развивающий эффект образовательного процесса ДОУ
Развивающий эффект образовательного процесса ДОУ может быть достигнут при условии взаимодействия с семьёй и учреждениями социально — педагогической среды. В проектируемой модели взаимодействия детского сада с родителями воспитанников учитываются следующие требования:
- соответствие режима функционирования ДОУ потребностям родителей;
- регулярность проведения анкетирования родителей с целью выявления их образовательных потребностей;
- оптимизация рынка образовательных услуг с учётом запросов семьи;
- использование многообразных форм работы с семьёй: общие и групповые родительские собрания, родительские конференции, дни открытых дверей, презентации, организация выставок, семейных библиотек, игротек; семейные клубы, индивидуальные консультации и др.;
- определение форм сотрудничества с семьёй, исходя из социального статуса, педагогического опыта родителей, заинтересованности в жизни ДОУ;
- адресная направленность рекомендаций семье с учётом достижений и проблем ребёнка;
- привлечение родителей к участию в образовательном процессе;
- духовно — нравственное воспитание всех членов семьи ребёнка;
- привлечение родителей к участию в управлении ДОУ (работа в родительском комитете, в попечительском совете и др.).
Важным в работе с родителями считаем – формирование активной позиции в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолении равнодушия.
Цель сотрудничества – способствовать установлению дружеских, отношений между поколениями, следовать положительному примеру, развивать социальные эмоции и мотивы, способствовать налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и патриотических чувств.
Общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно проходит во время праздников. Причина – сама атмосфера этих мероприятий, наполненная радостью и весельем. Но чтобы праздники не стали своеобразным отчетом перед родителями, которые в таком случае играют роль зрителей, судей, критиков, необходима четкая система взаимодействия педагогов, родителей детей.
В практической деятельности применяем следующие виды взаимодействия:
- информационное направление: индивидуальные – беседы и консультации; коллективные – родительские собрания, конференции, дискуссии, диспуты, круглые столы, деловые игры, ток-шоу, семинары-практикумы;
- наглядно-педагогическая информация – тематические выставки, памятки-инструкции, папки-передвижки, видеотека, информационные корзины (листки);
- просмотр родителями открытых занятий по физической культуре, спортивных досугов.