Советы логопеда
Материалы, размещенные здесь помогут вам определить, нужна ли вашему ребенку помощь логопеда. Так же вы сможете найти рекомендации для самостоятельных занятий с ребенком. Материалы сайта рассчитаны в первую очередь на детей дошкольного возраста, но многие упражнения подходят и детям младшего школьного возраста.
Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Речевые игры для дошкольников
 
Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибки, а таким образом — развивать культуру речи ребенка.
Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.
Четкость и чистота речи зависят от многих факторов: 
— от состояния и подвижности артикуляционного аппарата;
— развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;
— развития дикции;
— развития фонематического слуха;
— умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию. 
Прислушиваясь к различным словам,  «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение. 
В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей. 
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях. 
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку. 
Уважаемые родители, играйте с детьми! 
Сотрудничество педагогов и родителей — залог успеха. 
1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря 
А) Дополни предложения 
— Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью.
 — Зайчик летом, а зимой…
— Грибы растут…, а огурчики — на…
— Рыба живет в…, а медведь — в…
— Сахар сладкий, а лимон…
— Днем светло, а ночью… 
Б) Закончи предложение
 Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
 Я хочу…
Я умею…
Я помогу…
Я принесу…
Я спою…
 В) Догадайся и подскажи
 Выставлены рисунки. Взрослый  называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.
 — воронье, серое… — крыло;
— зеленый, прожорливый… — крокодил;
— хищный, ширококрылый… — орел;
— блестящее, гладкое… — зеркало.
 Г) Скажи какой
 — Карандаш — новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный…
— Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший…
— Цветок — душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…
— Река — быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая…
— Мама — добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая…
 2. Словесные игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними
 А) Веселая семейка
 Правильно назвать животных и их детенышей.
 — Мама — лиса, папа — лис, малыши — лисята.
— Петух, курица, цыплята.
— Кот, кошка, котята.
— Гусь, гусыня, гусята.
— Медведь, медведица, медвежата.
 Б) Большой — малый
 Подобрать ласкательное слово.
 — Мама — мамочка,
— ваза — вазочка,
кот — котик,
— солнце — солнышко,
— река — речушка,
— береза — березка,
— листок — листочек.
 В) Два — один
 Образование из двух простых слов одного сложного:
 — Небо и склон — небосклон,
— лес и полоса — лесополоса,
— птица и ферма -птицеферма,
— лист и падать — листопад,
— хлеб и делать — земледелец,
— лес и рубить — лесоруб,
— снег и падать — снегопад.
 Г) Поймай мяч
 Взрослый называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч взрослому.
 — весна — весенний,
— солнце — солнечный,
— береза — березовый,
— липа — липовый,
— дождь — дождливый.
 3. Словесные игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха
 А) Новое словообразования 
В слове заменить гласный звук [у]: 
белка — булка, река — рука, дать — дуть. 
Заменить гласный звук [о]: 
сам — сом, рама — Рома, касса — коса, раса — роса.