Портрет педагога детского сада № 31 города Пензы
Педагоги МБДОУ № 31 это:
— высокоидейные люди, обладающие большой любовью к детям и к своей профессии, развитым чувством патриотизма, порядочности и ответственности;
— специалисты высокой квалификации, творчески интерпретирующие цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста;
— коллеги, которые в совместной деятельности добиваются качественных результатов в реализации воспитательно — образовательного процесса в детском саду, выполнения образовательных программ с детьми и критериев временного стандарта дошкольного образования.
Педагоги знают: основы психологии, педагогики, физиологии, гигиены; нормативно — правовую базу дошкольного образования; современные образовательные программы, технологии, методики обучения детей; концептуальные подходы к построению предметной развивающей среды развития ребёнка, основы народной педагогики.

Педагоги владеют:
— информационно — аналитическими умениями отобрать информацию, соответствующую целям образовательного процесса, проанализировать её, определить динамику развития детей и состояние их здоровья, факторы их обеспечивающие, принять обоснованные педагогические решения по переводу образовательного процесса в более качественное состояние;
— умениями целеполагания, планирования, умеют поставить задачи обучения, воспитания и развития ребёнка, исходя из социального заказа, конкретной образовательной ситуации, индивидуальных и возрастных особенностей детей; определить конечные и промежуточные результаты образовательного процесса, этапы, способы, средства и показатели их достижения; планировать индивидуально — ориентированную работу с детьми;
— организационными умениями организовывать собственную деятельность, жизнедеятельность детей в различных видах и формах, работу с родителями, взаимодействие со специалистами; умение создать предметную развивающую среду;
— коммуникативными умениями планировать предстоящее общение с детьми, вступать в контакт с ребёнком, вызвать доверие, обеспечить успешность ребёнка во всех сферах его жизнедеятельность, понимать индивидуальность ребёнка, целенаправленно влиять на него, создать позитивную свободу его деятельности;

— контрольно-оценочными умениями по знанию критериальной базы, норм оценочной деятельности, правильное использование их в практике; объективность и гуманистическая направленность оценки педагога; умение использовать результаты контрольно — оценочной деятельности в регулировании образовательного процесса;
— прикладными умениями в пении, танцах, рисовании, конструировании, шитье, спортивными умениями, способностями к труду в природе.

Педагоги обладают высокой духовно — нравственной основой и способностью формировать в детях нравственно — ценностные ориентиры бытия.
В связи с обновлением управления детским садом меняется и модель современного руководителя. Он действует в различных сферах деятельности: производственной, финансовой, образовательной и др., что, безусловно, определяет специфику его профессиональной деятельности. В модели современного руководителя выделяются следующие компоненты:
— профессиональная компетентность,
— личные качества,
— этические нормы,
— навыки эффективного управления.
Профессиональная компетентность предусматривает знания, осведомлённость в различных предметных областях: теории и практики современного менеджмента, теории систем и организации, технологии и социологии управления.
Личные качества руководителя — это, прежде всего, организаторское чутьё (практический ум, тактичность); эмоционально — волевая воздейственность (общественная энергичность, как способность заряжать энергией других людей посредством речи, эмоций, отношения к делу, оценки; требовательность в сочетании с постоянством и гибкостью предъявления требований; критичность).
Этические нормы руководителя — на формирование этических норм руководителя влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним относятся: традиции страны, материальная и духовная культура общества, общественное мнение, этические нормы жизни. К внутренним — принятая в учреждении организация, концепция управления, традиции организации, законодательные и нормативные документы.
Навыки эффективного управления, управленческое мастерство. Наиболее распространёнными компонентами управленческого мастерства являются:
— мастерство принятия решений;
— умение идти на оправданный риск;
— административное мастерство — умение исполнять правила, предписания;
— коммуникативное мастерство — умение строить отношения с людьми, эффективно взаимодействовать;
— концептуальное мастерство — владение системным, ситуационным, процессуальным подходами к управлению;
— аналитическое мастерство — способность к систематической диагностике проблемы, владение видами и технологиями анализа;
— специальное (педагогическое) мастерство — компетентность в вопросах образовательного процесса, педагогической деятельности.