Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих задач дошкольных образовательных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Понятие «здоровье» определяется как его физическое, психическое и социальное благополучие. Физическая культура становится основой формирования здорового образа жизни людей. Основы здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте. От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовывать физическое воспитание именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
- уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;
- формулировать задачи физического воспитания на определённый период и определять первостепенные из них с учётом особенностей каждого ребёнка;
- проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути достижения цели;
- организовать процесс воспитания в определённой системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;
- сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;
- владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его;
- обогащать представления дошкольников в плане физического развития, формируя их компетентность;
- приобщать дошкольников к спорту.
Педагоги, занимающиеся физическим воспитанием детей дошкольного возраста, обязаны:
- иметь чёткие позиции в отношении к собственному здоровью, искать действенные способы своего оздоровления;
- быть убеждёнными в значимости физической культуры как одной из задач и важнейшего средства разностороннего развития личности;
- систематически заниматься оздоровительными видами физических упражнений, вести здоровый образ жизни.
В плане физического развития детей в детском саду проводится большая работа. Детей приобщают к здоровому образу жизни, проводят физкультурные занятия, подвижные игры, утренние гимнастики. У детей хорошо развиты основные движения, старшие дошкольники могут самостоятельно организовывать подвижные игры. У детей имеются представления о своём теле, организме, его основных функциях, охране жизни, профилактики некоторых заболеваний.
Воспитатели побуждают детей к самостоятельному использованию представлений, а также двигательных навыков и умений, что показывает грамотное формирование у дошкольников компетентности в плане физического развития. В течение учебного года в детском саду проводятся спортивные праздники и развлечения. Инструктор по физической культуре обучает детей творческому освоению более сложных форм двигательной активности, которые предполагают повышенный уровень развития движений, особое внимание уделяет выразительности детских движений их оздоровительной направленности. Детей обучают плаванию.
В целях оптимизации режима двигательной активности детей в практику работы детского сада вводятся: физкультурные досуги, прогулки, коррегирующая гимнастика и пр. На физкультурных занятиях специалисты варьируют физическую нагрузку в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития дошкольников на основе медицинских показаний и наблюдений за их самочувствием. В течение года специалисты проводят диагностику физического развития детей, результаты которой служат основой для коррекции содержания работы с детьми по физическому воспитанию. Ведутся паспорта здоровья. Со старшими дошкольниками проводится работа по профилактике ДПТ, организована работа кружка «Красный, жёлтый, зелёный».
Вопросы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста являются предметом обсуждения на педагогических советах, семинарах и консультациях в детском саду. Физкультурно — оздоровительная работа с детьми всегда в центре внимания педагогов детского сада и родителей. Особое внимание уделяется вопросу организации сан.эпид.режима, снижению нагрузки на детей, увеличению их двигательной активности.