В связи с последними изменениями в сфере дошкольного образования, обучение грамоте детей по альтернативным методикам стали актуальны. ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования. Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Отличие дошкольного образования от общего заключается и в том, что в детском саду, основу развития представляет игра.
Желание педагогов использовать в работе новые технологии вызвано в первую очередь спецификой детей с речевыми нарушениями. Используя фонемный метод обучения, педагоги часто чувствовали себя бессильными перед стойким неуспехом некоторых детей. Эти дети с трудом усваивали навыки звукобуквенного анализа и синтеза. Для них иногда оказываются недоступными: такие абстрактно-символические понятия, как «гласный звук», «твердый и мягкий согласный звук», «буква», «слог», «точка», «ударение», «схема слова, предложения» и т. д. Особую трудность для детей представляет усвоение йотированных гласных, мягких согласных. И хотя большинство выпускников логопедических занятий имеющих сравнительно неплохие результаты в освоении навыков речевого развития, среди них уже к концу первого класса выявляется огромный процент дисграфиков и дислексиков. Таким образом, традиционный подход к обучению грамоте в детском саду не всегда удовлетворяет современным требованиям школы, поскольку не достаточно хорошо решает проблему профилактики нарушений письменной речи.
На протяжении нескольких лет, в своей работе с детьми дошкольного возраста, я использую Методику Н. Зайцева. В марте 2010 года в Москве проходила обучение на семинарах его последователей, одной из них является Наталья Пятибратова; и после обучения получила сертификат.
Я использую различные методические пособия: кубики, таблицу со складами и диски с попевками. На основе методики мною разработаны свои занятия, соблюдая все правила и нюансы присущие методике Н. Зайцева:
Новизна и педагогическая целесообразность занятий состоит в том, что данная работа основана на здоровьесберегающей методике Зайцева и позволяет полноценно образовывать детей. Техника Зайцева даёт интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление. На занятиях по методике Зайцева малыш достигает всего сам.
Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом.
Отличительными особенностями являются:
Общая методическая концепция заключается в том, что в основе обучения детей чтению лежит давно известный принцип обучения чтению не по буквам или слогам, а по складам, так называемый «складовой» принцип чтения. Но мы в ДОУ знакомим детей со звуками, со складами, с попевками звуков, наша задача — подготовить ребенка к обучению чтению.
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи затрудняют овладение правильным чтением и письмом. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Важное место при устранении нарушений речи занимают логопедические занятия. Они являются основной формой коррекционного обучения и способствуют постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требует регулярных, последовательных занятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Для этого имеются различные методы и приемы.
Система Монтессори — особая система «свободного воспитания» и обучения детей, разработанная итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. (1870-1952).
Монтессори отрицала необходимость активной роли педагога в процессе воспитания, считая, что взрослый навязывает ребенку собственную систему ценностей и установок и тем самым тормозит его естественное развитие. Работа воспитателя, согласно системе Монтессори, должна быть ориентирована на самообучение ребенка: дети вольны сами выбирать себе занятие, однако выполнять его будут так, как задумал педагог.